Опрос
Кто на сайте
|
FI → Бунт СКР-112В июле 1992 года на Черноморском флоте сложилось тяжелое положение. Несмотря на Дагомысское соглашение, на кораблях и в частях усилилось давление на тех, кто присягнул Украине .
Апофеозом, который увенчал нездоровое положение на Черноморском флоте, стал рейд из Крыма в Одессу сторожевого корабля СКР- 112 под командованием капитан- лейтенанта Сергея Настенко. В дни, которые предшествовали этому, были отстранены от должности начальник штаба 17- й бригады кораблей ОВРА капитан 2 - го ранга Николай Жибарев, заместитель командира бригады капитан 2 - го ранга Юрий Тарабукин, помощник командира дивизиона по работе с личным составом капитан- лейтенант Василий Воробей. От Сергея Настенко неоднократно требовали подать рапорт на увольнение в запас. Части офицеров, которые присягнули Украине, безосновательно не присваивались следующие воинские звания. Отчисляли неблагонадежных из списков на получение жилья. Все это оказалось последним каплями, которые переполнили чашу терпения. Так и украинские моряки и командование ВМСУ, решили, что надо осуществить необычный поступок, который бы приковал внимание к 17- й бригады кораблей охраны водного района Крымской ВМБ, потому, что видели пассивность руководства Министерства обороны Украины. И тогда появилось предложение сделать то , что полгода назад совершил старший лейтенант Комиссаров, который совершил переход к Главной базе Черноморского флота - Севастополю. Попутно: личный состав малого противолодочного корабля МПК -116 тоже поклялся на верность Украине. После этого старший лейтенант Комиссаров стал почти национальным героем, а военнослужащих, присягнули на верность Украине, разбросали по другим кораблям. Но украинское командование ВМСУ решили поступить иначе: пойти не ночью, а днем с гордо поднятым Государственным флагом Украины. Утром 21 июля - на корабль СКР- 112 , который стоял на 2- й площадке прибыли: Анатолий Данилов, флагманский минер бригады капитан 3-го ранга Олег Шитиков и помощник командира дивизиона капитан-лейтенант Василий Горобец. Они встретились с офицерами и мичманами корабля, обсудили возможность подъема на корабле украинского флага и перехода к одному из портов Украины. Учли и то, что весь личный состав еще в январе 1992 года присягнул народу Украины. Была получена единодушная поддержка и от каждого командира боевой части, и от личного состава корабля. Капитан 2-го ранга Николай Жибарев, участник и главный инициатор перехода, вспоминал: «13 июля 1992 г. я был отстранен от должности начальника штаба соединения. Вместе с моими подчиненными офицерами В. Устименко, В. Горобцом, В. Зарембой, С. Настенко мы решили совершить необычный поступок, который бы приковал внимание к 17-й бригаде кораблей охраны водного района Крымской ВМБ, потому что видели пассивность руководства Министерства обороны Украины. В этом положении, по мнению многих офицеров, если не принять решительных мер, то нас перебили бы, как перепелок. Утром 21 июля на встрече с офицерами и мичманами СКР-112 команда решила идти в Одессу под Государственным флагом Украины» Историческая справка: Сторожевой корабль СКР-112 Водоизмещение: 1077 т. Размеры: длина - 82,3 м, ширина - 9,2 м, осадка - 2,85 м. Скорость хода максимальная: 33 узла. Дальность плавания: 2000 миль при 14 узлах. Силовая установка: 36000 л.с. Вооружение: 2х2 артустановки АК-726, 2х5 400-мм торпедных аппарата, 4 реактивных бомбомета РБУ-6000 Экипаж: 108 человек. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ 8.15 — на борт СКР-112, экипаж которого ещё в январе 1992 г. присягнул Украине, прибыл начальник штаба 307-го дивизиона капитан 3 ранга С. Семенов, который был старшим на учениях (в этот день было запланировано участие СКР-112 в подготовке к празднованию Дня ВМФ). Корабль получил разрешение выйти в море. Когда корабль снялся с якоря и швартовых, Жибарев поднялся на ходовой мостик и объявил: «Начальнику штаба 307-го дивизиона капитану 3 ранга Семенову и командиру корабля капитан-лейтенанту Настенко. Как старший в должности и по воинскому званию, принимаю управление кораблем на себя. Ставлю задачу командиру корабля: идти на внешний рейд»(то есть на выход из озера Донузлав в море). 8.30 — капитан 3 ранга Семенов попытался вступить в управление кораблем, однако безуспешно, после чего был нейтрализован четырьмя офицерами — флагманским минером бригады капитаном 3 ранга Шитиковым, помощником командира дивизиона капитан-лейтенантом Горобцом, капитан-лейтенантом Настенко, и капитаном 2 ранга Жибаревым.Выйдя из озера Донузлав, команда СКР-112 обнаружила, что малый десантный корабль на воздушной подушке (МДК-184) и малый противолодочный корабль (МПК-93) уже следуют за ними. При этом командир МДК-184, посчитав, что команда МПК-93 действует заодно с СКР-112, поначалу стал препятствовать ему выходить из озера. Разбирательство заняло 15 минут. 8.56 — СКР-112 поднял украинский флаг. Флаг поднял командир отделения сигнальщиков старшина 2-й статьи Анатолий Палашов. Доклад в штаб ЧФ: «Докладываю: 21 июля с. г. в 8 часов 56 минут командир сторожевого корабля Крымской военно-морской базы СКР-112 капитан-лейтенант Настенко под руководством бывшего начальника штаба бригады капитана 2 ранга Жибарева, вместо выполнения мероприятия по плану тренировки празднования Дня ВМФ, самовольно вышел из района базирования, поднял флаг Украины и, не отвечая на запросы и приказания штаба флота. убыл в порт Одессу.» 9.25 — вице-адмирал Гуринов (начальник штаба флота) приказал подняться дежурным гидросамолетам БЕ-12 для контроля за действиями СКР-112 и установления с ним связи. 10.00 — контр-адмирал Борис Кожин, командующий Военно-Морскими силами Украины, позвонил вице-адмиралу Г. Гуринову и предложил: «Если есть воля людей, то пусть корабль идет в Одессу». На что вице-адмирал заявил, что в случае необходимости он использует оружие.В это время из радиообмена команда СКР-112 поняла, что начальник штаба дивизиона капитан 3 ранга С. Тушев, который находился на МДК-184, получил приказ при необходимости применить оружие. Последний, оценив положение и последствия своих действий, отдал приказ вести огонь из артиллерийской установки АК-230 не по кораблю, а впереди него. Было сделано 3-4 очереди прямо по курсу на дистанции 2 КБТ. Через несколько минут Тушев вышел на связь с Жибаревым: «Получил приказ всеми способами остановить корабль и вернуть СКР-112 на базу». Жибарев дал ответ: «Я иду под Государственным флагом Украины в ее территориальных водах и следую в украинский порт Одесса. На провокации отвечать не буду, но готов себя защищать». Прервав радиоэфир местного радио, Борис Кожин обратился к севастопольцам со следующей речью: «Уважаемые севастопольцы! К Вам обращается командующий ВМС Украины контр-адмирал Б. Кожин. 20 минут назад мне стало известно о том, что экипаж сторожевого корабля СКР-112, который дислоцировался в Донузлаве, поднял Государственный флаг Украины, вышел в море и сейчас направляется в порт Одесса. Перед этим личный состав этого корабля во главе с командиром капитан-лейтенантом Сергеем Настенко принял военную присягу на верность народу Украины. Корабль в мирных целях вышел в море, поднял Государственный флаг Украины, проходит в её территориальных водах и направляется в порт Одесса. Когда я обратился к начальнику Черноморского флота вице-адмиралу Гуринову с просьбой не противодействовать сторожевому кораблю СКР-112, то получил ответ, что по кораблю будет применено оружие, а это может привести к человеческим жертвам. В составе этого экипажа отбывают службу и представители города Севастополя, ваши дети и внуки. Поэтому, дорогие севастопольцы, не теряя времени, звоните по всем телефонам на командный пункт Черноморского флота и требуйте от его командования ни в коем случае не применять оружие против сторожевого корабля СКР-112. С прибытием в Одессу компетентной комиссии, ею будут оперативно и всесторонне изучены причины такого отчаянного шага экипажа, о чём вы будете своевременно проинформированы через все средства массовой информации». 10.25 — спустя час после того, как он должен был взлететь — БЕ-12 поднялся в воздух. Но тут же наперехват ему с аэродрома Бельбек стартовал украинский истребитель. У МДК-184 заканчивалось горючее, поэтому с КП Черноморского флота он получил приказ: «Идти на таран». Учитывая то, что МДК шёл на расстоянии всего 15 метров от СКР-112, это было большой угрозой для СКР-112, потому ему приходилось раз за разом менять курс, чтобы избежать столкновения. Ок 13.00 — Через час после прохождения Тарханкутского маяка на МДК-184 закончилось горючее, о чём С. Тушев доложил ОЧ ЧФ и получил разрешение на возвращение. Под Тарханкутом подошёл пограничный катер Украины и сопровождал СКР-112 в Одессу, однако он держался в стороне и оказывал только моральную поддержку. В воздух были подняты два самолета ЧФ БЕ-12. С флотского командного пункта им поступила команда имитировать торпедные атаки на СКР-112.Видимо, почувствовав провокацию, командир звена самолетов попросил повторить команду при включенном магнитофоне. Повторной команды не поступило. В это же время из Одессы на помощь СКР-112 вышли два украинских пограничных корабля (бортовые номера 632 и 626). Из дальнейших радиопереговоров команда СКР-112 поняла, что командование ЧФ приказало вышедшим из Севастополю СКР «Разительный» (передан ВМС Украины в 1997 г.) и ракетному катеру РК-260 преследовать их.Через 30 минут Жибарев увидел справа по борту ракетный катер. Он также пытался опасно маневрировать. Жибарев дал команду сыграть на корабле боевую тревогу. На боевые посты СКР-112 отдана команда: «Боезапас держать в готовности к подаче на орудия». На дистанции 100 метров ракетный катер начал бросать швартовые концы, чтобы они намотались на винты СКР-112, что заставило последнего маневрировать. Около 17.00 — появился СКР «Разительный», который прервал ходовые испытания новой турбины. «Разительный» и МПК-93 взяли курс на СКР-112, чтобы тремя кораблями взять СКР-112 в тиски и остановить. «Разительный», приспустив правый якорь, начал опасное сближение с СКР-112 с целью тарана, , однако этот манёвр, учитывая его опасность, был отменен.Командир бригады кораблей капитан 1-го ранга Силин, находившийся на СКР "Разительный", вышел на связь с СКР-112. Жибарев согласился провести переговоры. С командиром СКР-112. C Настенко Жибарев договорился, что если через 30 минут не вернется или не выйдет на связь на УКВ, то ему следует продолжить двигаться в Одессу самостоятельно. Застопорили ход. СКР-112 передал требование, чтобы «Разительный» не приближался к СКР-112 ближе, чем на два кабельтовых. С «Разительного» за Жибаревым выслали шестивесельный ял. В ходе переговоров Жибарев объяснил Силину свою позицию. Последний, получив распоряжение от командования ЧФ не стал препятствовать Жибареву. Вскоре, когда в конфликт вмешались министр обороны Украины генерал-полковник К. Морозов и командующий Одесским военным округом генерал-лейтенант В.Радецкий, погоня и преследование СКР-112 были прекращены. К СКР-112 подошла помощь с Одессы в виде 2 ПСКР. В воздух поднят украинский истребитель СУ-27. 18.50 — корабль успешно прибыл в порт Одесса и пришвартовался у пирса бригады пограничных кораблей Украины. 21:30 — на корабль прибыли командующий ВМС Украины контр-адмирал Б. Кожин, капитан 2-го ранга Ю. Шалит, командир Крымской ВМБ контр-адмирал О. Цубин, офицеры штаба ЧФ, капитаны 1-го ранга Александров и Кучин, от Севастопольской городской госадминистрации М. Мясоедов. Позже на корабль прибыли командующий ОДВО генерал-лейтенант В. Радецкий с группой офицеров и представитель Президента Украины в Одесской области В. Ильин. После распределения кораблей ЧФ СССР, СКР-112 окончательно вошёл в состав ВМС Украины. Позже СКР-112 был присвоен индекс U132. Команда СКР обращалась к руководству ВМСУ утвердить для своего корабля новое имя — «Атаман Сидор Белый», в честь одного из запорожцев, прославившегося морскими походами, однако ввиду плохого технического состояния корабля это предложение поддержано не было. 24 августа 1993 г. корабль сдан для разоружения и демонтажа. В конце 1993 года корабль исключили из списков ВМСУ, и вывели в отстой. (Модель СКР-112 в балаклавском музее украинского флота. Внизу прибор контроля поворота артиллерийской башни с СКР-112) Как заметил на это российский адмирал Владимир Чернавин: «Контр-адмирал Кожин, который поспешил прилететь в Одессу, сделал журналистам неприлично-вызывающее заявление о том, что в Одессу прибыл первый корабль ВМС Украины. На СКР-112 был выставлен пост комендантской службы. Местная пресса объявила капитан-лейтенанта Настенко национальным героем. Несчастный СКР вот уже который месяц стоит в Одессе. Корпус ржавеет, экипаж разлагается. Похоже, что флотоводец Кожин не знает, что с ним делать и куда его девать» Летом 1996 года корабль был утилизирован и разобран на металлолом на базе Вторчермета в Севастополе. Его командир Сергей Настенко в дальнейшем был назначен командиром флагмана украинского флота «Гетман Сагайдачный». Уволился со службы, имея военное звание капитан 1-го ранга. ОТ МЕНЯ: В очередной раз руководство Украины проявило себя не способным использовать в полной мере те возможности, которые смогли предоставить ему простые люди, которые переживали за будущее своей страны и её обороноспособность. К сожалению в том же 1992 году Украина отказалась от ядерного боезапаса (7 -го в мире) в обмен на эфемерные обещания от США о "помощи в построении демократического общества". Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Комментарии:Оставить комментарийИнформация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |
реклама
популярное
Теги
2011 audi r8, Affordable seo agency, Air Conditioning Orange County, antalya escort, ashwagandha examine, Aura Kasih, auto title loans, bank of america mortgage login, buy steroids online, buy testosterone cypionate, car title loans, checkers fast food near me, disco polo 2015 online, fidelity netbenefits login, forskolin amazon.ca, game of war fire age cheats, hca interview answers, Health Insurance, healthy breakfast bars, Hotel Frankfurt Oder, how to unlock canada iphone 4, mobile, mobile strike cheats ios, nootropics meaning, orange county electrician service, sell used car northglenn, ser organizadora de bodas, spesifikasi smartphone android, the top guidelines on details for bowers website, Traffic Tree Monetizer Download, Traffic Tree Monetizer Review, Vectorize Vector Packs, vectorize vector packs for illustrator, video card, wkr_ceni 2 film online, wybacz ale wci__ ci_ kocham, yoga burn by zoe reviews, Девушка, Эротика, зарекомендовавшие себя годами испытаний. ознакомиться с ними вы можете непосредственно в хелпе прогр Показать все теги |