Главная

Право
обладателям
!!!


Форум


Новости

БодиАРТ
18+


Обратная
связь
друзья

Flag Counter




Опрос


Кто на сайте
Юзеры (0)
Гости (16)
Боты (1)
Всего на сайте (17)


FIРеволюционеры-подпольщики и гражданская война. Германия 1500 - 1525 г.

Добавил admin | 24-05-2017, 14:06 | Мнений: 0 | Заглянули 47
А был у них такой замысел: что не должно быть отныне никаких господ, которым надо было бы повиноваться, за исключением императора и папы.

Во-вторых, лес и воды, а также всякая дичь должны быть доступны всем.

В-третьих, все проценты и платежи, которые достигли размера основного капитала, должны погашать долг, и отныне никаких больше процентов платить не следует.

В-четвертых, они хотели сделать так, чтобы у каждого священника было не больше одной пребенды (Пребенда - у католиков и протестантов - особый вид бенефиция, право на доход с церковной должности. Духовные лица получали пребенды в виде земельных владений, домов для жительства клира, денежного жалованья и т. п.

В-пятых, они хотели взять в свои руки все чинши и платежи монастырям, превышающие их нужды, для улучшения своей доли и доли своих детей.

5-145.jpg

В-шестых, они хотели, чтобы никто не мог привлекать другого к суду, иначе как перед своим судьей по месту жительства.

В-седьмых, они хотели, чтобы всякие приказы, пригласительные, увещевательные и запретительные предписания отныне не имели силы и не принимались.

В-восьмых, чтобы ротвейльский суд не имел больше силы.

В-девятых, всем, кто будет с ними, гарантируется неприкосновенность имущества.

В-десятых, все, кто будет сопротивляться их приказаниям, будут убиты.

5-edc4350901c7f6e73fa6edab68181895.jpg

        Собравшись на горном лугу в Хартматте, они решили принять эти и другие статьи, изложенные здесь вкратце, держать их в полной тайне и избрать себе предводителя, знаменщика и фельдфебеля.
      Вышеупомянутый Иосс Фриц, главный зачинщик, сделался предводителем, Якоб Гузер - знаменщиком, хотя он и отказывался от этого, указывая на свою бедность и неопытность.
      Но Иосс Фриц сказал ему: "Раз дело пойдет на лад, будет у тебя и хорошая одежда", после чего Якоб согласился. Они установили взносы в своем отряде и приняли пароль, чтобы узнавать друг друга.
         А пароль был такой: "Милейший, как с тобою знаться?" Ответ: "Бедняк не может уж подняться". Впрочем, насчет пароля ничего окончательно решено не было.

4-6c56f30d9012a6bff05f66a376e5b2d3.png

         Между тем Иосс Фриц и бывший фогт (Т.е. бывший деревенский староста) в Леэне пошли во Фрейбург к одному живописцу. И велели они ему изготовить знамя такого рода: чтобы было распятие, дева Мария и св. Иоанн, а также знаки папы и императора, а посреди - крестьянин и крестьянка и большой мужицкий башмак с золотыми ремнями.
      Живописец испугался, подозревая неладное, а потому не договорился с ними до конца, а попросил зайти еще раз; а сам пошел рассказывать о случившемся.
      Тогда Иосс Фриц счел нужным бежать из Фрейбурга до самого Гейльбронна. Там он опять обратился к живописцу с тем же предложением. "Как же, - ответил живописец, - всюду говорят, что скоро поднимется "Союз Башмака".
         Но Иосс Фриц успокоил его, говоря, что подобным знаменем он обещался св. Деве в Аахене во время военной беды; он-де сын сапожника, а посему избрал изображение башмака со шнурками. Убедил он живописца, и тот изготовил ему знамя.

7-fe95b2d6d03f0363e4b077ff9a9595f0.jpg

          Между тем в Бингене, в Брейсгау между работниками в риге произошел спор, а затем драка. Один убил другого и бежал, пока не прибыл в Эймельдинген, что в маркграфстве Баденском.
       Там он зашел в гостиницу и поведал хозяину свое дело, спрашивая, не грозит ли ему здесь опасность. Хозяин ответил, что бояться нечего, пока нет судебного требования. Тогда беглец сказал: "Эх, если бы маркграф дал мне гарантию, рассказал бы я ему такие вещи, полезные и нужные как ему, так и всей стране".
      Хозяин обещал ему добиться гарантии, и тогда тот рассказал ему все доподлинно о "Союзе Башмака" и о том, что и сам принадлежит к нему и что, если не примут мер, гром грянет во время церковного праздника и ярмарки в Бингене, когда сойдется народ.
      И спросил его хозяин: "А посмеешь ли ты все, что рассказал мне, подтвердить и самому маркграфу? Ведь дело не шуточное, и нужно быть твердо уверенным в своих словах".
      Пошли они, хозяин и беглец, в Рёттельн, к замку, где в то время находился маркграф баденский Филипп. Здесь беглец повторил свой рассказ слово в слово, так что не нужно его вторично приводить.

9-44f2e445515de93807ac74590a4f5861.jpg

         Иосс же Фриц, главный зачинщик и предводитель, и его товарищи часто собирались на Хартматте, и все они решили, если их число достигнет четырехсот, идти напролом.
       Впрочем, сперва сообщить о предприятии императору; если он соблаговолит их поддержать, сделать его главою всего дела, а если не пожелает - просить о помощи крестьянскую Швейцарию.
      Между тем город Фрейбург был извещен о грозе и принял надлежащие меры. Когда же об этом узнал Иосс Фриц, он созвал своих товарищей опять-таки на Хартматте и сообщил, что предприятие их открылось, ибо Фрейбург вооружается спешно. Следует поэтому воздержаться от выступления и ничего пока не предпринимать.
      Одновременно все поклялись нерушимо молчать. Когда же маркграф Филипп и фрейбуржцы стали хватать людей, Иосс Фриц, Якоб Гузер, знаменосец и еще один должны были бежать из Леэна.
      Прибыли они в Листаль, на территорию города Базеля; там их схватили. Иоссу Фрицу удалось бежать со знаменем, а остальные двое были отведены в Базель и казнены”.

К. Goedeke. Pamhilius Gengenbach, S. 28 - 31.

Фриц Иосс скрылся и дальнейшая его судьба неизвестна.

76f4cf5b751e0a2f0482906b5ed46825.jpg

          "БАШМАК" (нем. "Bundschuh", башмак на шнурках) - название тайных боевых крестьянских союзов в Юго-Западной Германии 15 - нач. 16 вв. Знамя с изображением башмака было символом крестьянской борьбы против усиливавшегося гнета феодалов и князей.
        Первые достоверные сведения о "Башмаке" относятся к 30-40-м гг. 15 в. (Южный Шварцвальд, Эльзас и др. земли Верхнего Рейна). В 1493 был раскрыт заговор "Башмака" в Эльзасе. Его главные требования, направленны против ростовщичичества кабалы, против церковных и императорских судов - орудия феодальной реакции, привлекли к союзу представителей оппозиционного бюргерства.
        Одним из руководителей заговора 1493 был бургомистр г. Шлетштадта Ганс Ульман. Центром нового заговора "Башмака" (1502) был район Шпейерского епископства, но действия его распространялись по всему Верхнему Рейну - до Майна.
        Его требования носили более ярко выраженный антифеодальный характер (раздел церковных земель, упразднение всех феодальных повинностей и поборов, свободное пользование общинными угодьями).

20860_113e3b4c48304f-203e41413839413a304f-4d3d46383a3b3e3f3534384f-223e3c-15-973.png

         Заговор был раскрыт, союз разгромлен. Однако его руководитель крестьянин Фриц Иосс в 1513 организовал новый союз с центром в деревни Леен (около г. Фрейбурга). Ему удалось вовлечь в союз представителей различных слоев общественной оппозиции.
      Требование союза "Башмака" 1513 об упразднении всех властей, кроме императора, по существу было требованием ликвидации государственной раздробленности Германии.
      В новом заговоре "Башмака" 1517, охватившем большой район Юго-Западной Германии (руководители Фриц Иосс и фрейбуржец Штофель), отчетливо обнаружилось стремление крестьян и городского плебейства к единству действий.
      Деятельность тайных союзов "Башмака" заключалась в вербовке сторонников из разных оппозиционных слоев общества с тем, чтобы в определенный момент поднять общее восстание против феодалов и князей.
      Несмотря на раскрытие заговорщиков и разгром союзов "Башмака", пропаганда восстания и провозглашенные ими требования сыграли важную роль в подготовке "Крестьянской войны 1524-25" г.
++++++++++++++++++++++++++++++++

6436125.jpg

К. Маркс:

"И все же некоторые утопические планы перекликаются с отдельными пунктами исторически засвидетельствованных программ крестьянской революции XVI в. Иосс Фриц около 1515 г. предлагал после установления вечного мира "тем, которые непременно хотят воевать, давать денег и посылать против турок и неверных".

Бехер Иоганнес Роберт:

ИОСС ФРИЦ (около 1512 г.)

На Книбисе ночами он стоял,
И ветер мчал его живое слово;
А в это время, сквозь дунайский вал,
Кто нес благую весть родному крову?
На ярмарках, бывало, он не раз
У майских деревец стоял с толпою,
Сидел в корчме, вел лошадь к водопою
И падал, весь молитва и экстаз.
Он пленным утешение без страха
Несет сквозь стены, над провалом рва,
И мужику, ведомому на плаху,
Он говорит напутствия слова.
Он держит знамя. Сам укрыт туманом,
Он весь пылает в знамени багряном!

bashmak.jpg

          С наступлением весны 1525 г. крестьянские волнения в Верхней Швабии заметно усилились. Крестьяне Кемптенского аббатства, изверившись в том, что их жалобы могут быть удовлетворены юридическим путем, взялись за оружие. К ним присоединились жители многих других деревень Альгау.
       Теперь речь шла уже не о ликвидации злоупотреблений, а о необходимости осуществить "Божье право". Радикальное его толкование звало к сокрушению монастырей и замков как оплотов угнетения.
       Уполномоченные Швабского союза - учрежденного еще в конце XV в. альянса феодалов и имперских городов Юго-Западной Германии - пытались выиграть время, склонив повстанцев к переговорам.

bauend.jpg

         Но замысел их был разгадан. 24 февраля в Обердорфе посланцы крестьян провозгласили создание "Христианского объединения Альгау". Если первоначально вступление в него предполагалось добровольным, то тремя днями позже в Лейбасе из-за слухов о приближающемся войске Швабского союза крестьяне решили использовать принуждение.
       К началу марта только в Верхней Швабии отряды восставших насчитывали более 40 тыс. человек. Весной 1525 г. вооруженные отряды франконских крестьян все больше набирали мощь. Во многих местах пылали замки и монастыри.
       Казнь графа Людвига фон Хельфенштейна, который пытался мечом усмирить смутьянов, и группы его приближенных повергла господ в ужас. Решительные действия повстанцев долины Неккара во главе с Якобом Рорба-хом вызвали тревогу городского патрициата.

bauern_verjagen_moenche.jpg

          В Эльзасе и городах Западной Германии восстание ширилось. В Шварцвальде после сравнительного затишья снова вспыхнул бунт. На землях Эльзаса, где жива была память о прежних крестьянских выступлениях, проповеди поборников Реформации воспринимались зачастую как оправдание мятежа: "Божье право" требует первым делом освободить народ от угнетения.
       Даже из Цаберна, где находилась резиденция епископа Страсбургского, клирикам, хранившим верность Риму, пришлось убраться. За короткое время под знамя повстанцев собрались тысячи людей.
       Во главе их стоял Эразм Гербер. Безграмотный ремесленник, он был превосходным организатором, и вскоре многие эльзасские города подчинились крестьянам. Монастырям не было пощады. Священники, попадавшие в руки бунтарей, должны были письменно свидетельствовать, что они проповедовали лжеучение.
         Повстанцы, принуждая города к сдаче, обещали никому, кроме духовенства, не чинить обиды. Правда, ростовщики вызывали у них не меньшую вражду, чем паписты.

bauernkrieg_9.jpg

        Ни епископ, ни дворяне не могли противопоставить восставшим сколько-нибудь значительной военной силы. Попытки выиграть время тоже ни к чему не привели. Буцер и другие видные евангелические проповедники Страсбурга тщетно пытались убедить повстанцев, что истинное Евангелие воспрещает мятеж.
     Правителям Эльзаса оставалось последнее средство - призвать чужеземцев. Герцог Антон Лотарингский решил помочь соседям своим сильным войском. Он шел против непокорных мужиков, словно в крестовый поход: в сопровождении кардинала, апостолического комиссара и толпы клириков.
      Уничтожив несколько крестьянских отрядов, он окружил Цаберн, недавно захваченный восставшими. Все призывы Гербера о помощи были напрасны. Герцог же настаивал на сдаче. А когда 16 мая безоружные люди вышли из города, ландскнехты учинили резню, страшнейшую за всю историю Крестьянской войны: перебито было 18 тыс. человек.

bundschuh_0.jpg

        Чем шире распространялось восстание крестьян Верхней Швабии, тем чаще в горных областях Австрии появлялись эмиссары, чтобы подбить соседей присоединиться к бунту.
      По всей округе принялись громить монастыри, опустошать замки и поповские подворья. Наиболее ненавистные советники эрцгерцога бежали из страны. Он сам, ощущая бессилие, опять обещал созвать ландтаг. Но реальная власть на обширной территории принадлежала уже вождю повстанцев Михаэлю Гайсмайеру.
      Помимо Тироля восстанием были охвачены архиепископство Зальцбург, Штирия, Каринтия, Крайна. Дворяне многих районов Верхней и Нижней Австрии уповали лишь на помощь Швабского союза и баварцев. Крестьяне, поддержанные горнорабочими, нанесли ряд поражений войскам эрцгерцога.
        Не только полководческим талантом прославился предводитель Гайсмайер. С его именем связан один из интереснейших программных документов Крестьянской войны - "Земское устройство". Из него видно, как зажиточные крестьяне Тироля представляли себе будущее.

durer-peasants.jpg

         Всех дворян и церковников, утеснявших "простого бедного человека", противившихся истинному слову Божьему и "общей пользе", следовало истребить. Ради полного равенства должны быть уничтожены не только замки, но и все городские укрепления.
      Города как таковые перестают существовать. Нет ни купцов, ни коробейников. Все ремесленники собраны в одной местности, а изготовленные ими вещи продаются без наценки в немногочисленных лавках. За этим следят особые должностные лица. Они же заботятся, чтобы товары, которые не производят в стране, вроде пряностей, закупали за границей.
     Мелиорация пустошей и болот позволит выращивать больше хлеба и разводить больше скота - зависимость от ввоза существенно уменьшится. Насаждаются оливковые деревья и шафран, в междурядьях виноградников сеют зерновые.
       Монополия торговли принадлежит государству. Процветавшее в Тироле горнорудное дело обращается в собственность страны, а прибыль идет на покрытие ее расходов.

image.jpg

          Западная Европа знала немало крупных крестьянских движений, но ни одно из них по своему размаху и значению не может сравниться с восстанием 1525 г. Огромные территории - от Швейцарии и альпийских земель до отрогов Гарца и     Рудных гор - были охвачены мятежами. Во многих районах к восстанию присоединилась большая часть населения, способного носить оружие.
         Пусть далеко идущие программные цели революционного движения не были и не могли быть осуществлены, Крестьянская война привела не только к жертвам и поражениям. В некоторых землях феодальный натиск был приторможен.

tuebke2.jpghunderte_bauern_erhaengt.jpg

         Но еще важнее было то, что массовое народное движение охватило обширные территории страны, разрушая оплоты феодальной власти. Церковь как опора и неотъемлемая часть феодального строя обнаружила свою слабость, что заставило усомниться не только в справедливости освященных веками порядков, но и в их непоколебимости.
      "Бедный простой люд" деревень и городов почувствовал свою силу. Новое, радикальное понимание "Божьего права" нельзя было вытравить из сознания никакими карами.
       С поражением Крестьянской войны, этого особенно драматического, хотя и короткого акта "буржуазной революции №1", сама революция не прекратилась. Центр длительного революционного процесса, именуемого Реформацией, начавшегося в Германии в 1517 г., все больше и больше перемещался в Нидерланды.

thomas-muentzer-denkmal.jpg


map-peasant-war-1524-25.jpg
SDC17903.jpg
[/b]


2-e791cfeabe541f347a59306043b8ed48.jpg

скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


реклама


популярное



календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Логин: (регистрация? Пароль (забыл?):
Вконтакте Yandex