Главная

Право
обладателям
!!!


Форум


Новости

БодиАРТ
18+


Обратная
связь
друзья

Flag Counter




Опрос


Кто на сайте
Юзеры (0)
Гости (8)
Боты (0)
Всего на сайте (8)


FIБоевые реактивные самолеты, СПРАВОЧНИК, Италия, Часть 1

Добавил admin | 23-10-2016, 13:03 | Мнений: 0 | Заглянули 98

Первый итальянский псевдореактивный самолет Капрони-Кампини N.1

Продолжение справочника "Боевые реактивные самолеты".
До этого было:
Швеция - http://nosikot.livejournal.com/1260978.html
Испания - http://nosikot.livejournal.com/1265581.html
Голландия - http://nosikot.livejournal.com/1268387.html
Румыния - http://nosikot.livejournal.com/1271027.html
Югославия - http://nosikot.livejournal.com/1273757.html
Чехия - http://nosikot.livejournal.com/1278338.html
Польша - http://nosikot.livejournal.com/1269690.html
Швейцария - http://nosikot.livejournal.com/1282200.html
Германия, Часть 1 - http://nosikot.livejournal.com/1285500.html (2-я МВ)
Германия, Часть 2 - http://nosikot.livejournal.com/1298355.html
Продолжим с Италией:
До 2-й мировой войны Италия занимала на авиарынке заметное место, мало того, в условиях когда взлетевший в 1939 году первый в мире реактивный Не-178 был засекречен все считали пионером итальянский "Капрони-Кампини" N.1, взлетевший в 1940 году. Этот самолет имел комбинированную силовую установку тупиковой конструкции (скорость до 375 км/ч). Во время войны итальянцам было не до реактивной авиации, но после нее страну благосклонно встретили в НАТО (на одном крейсере разместили даже 4 шахты для БРСД(ПЛ) "Поларис"), в т.ч. в области авиационных программ. Особенно видную роль Италия заняла на рынке УБС (эдакая западная Чехия, но с меньшей массовостью). Вот с этого и начнем!

1) Фиат G.80/82
Этот УБС был создан в 1951 году, был предложен НАТО как стандартный, но не был выбран (страны пошли своими, разными путями). Оба варианта имели британские двигатели (80-й - де Хэвиленд "Гоблин", 82-й - Роллс-Ройс "Нин"), попытка создания истребителя с американскими Аллисон J35 не удалась. Всего произведено 10 G.80/82 в виде прототипов и предсерийных образцов.


Скорость до 910 км/ч, макс.взлетный вес 6,3т, вооружение 2 пулемета (12,7-мм), до 340 кг боевой нагрузки

2) MB-326
УБС и легкий штурмовик создан в 1957 году. Двигатель - британский Бристоль Сиддли "Вайпер". Серийно производился в 1961-75 гг, всего выпущено 650 МВ-326, в т.ч. (и в основном!) по лицензии в Австралии (85 самолетов), Бразилии (183, Эмбраер их выпускал как АТ-26 "Ксаванте") и ЮАР (198 как "Импала" Мк.1 и Мк.2), кроме того самолеты поставлялись на экспорт в 10 стран (в т.ч. южноафриканского и бразильского пр-ва). Бразилия и ЮАР продавали и самолеты из наличия своих ВВС. 128 выпущенных самолетов - одноместные. Продолжают оставаться на вооружении в ряде стран. Использовались в боевых действиях в Анголе, а также широко в противопартизанских операциях.


Скорость до 810 км/ч, макс.взлетный вес 3,8т, вооружение до 900 кг боевой нагрузки - бомбы, НУРС, пулеметные установки (одноместные - до 1т и могут нести пушечные подвесные установки)

3) МВ-339
УБС создан в 1976 году как замена предшественнику. Двигатель - тот же, модернизированный Роллс-Ройс "Вайпер" с большей тягой. Остается в производстве и на вооружении. Одноместный вариант ("Велтро") не пошел. Всего по настоящее время произведено 231 МВ-339, в т.ч. на экспорт в 9 стран - 92 самолета. 9 самолетов проданы новозеландскими ВВС частной американской военной компании Дракен интернэшнл. Принимали участие в боевых действиях в Эфиопии и на Фолклендах. Базовые самолеты итальянской пилотажной группы Фрече триколоре - постоянного гостя МАКС.


Скорость до 925 км/ч, макс.взлетный вес 5,9т, вооружение до 2т боевой нагрузки

4) S.211
Этот легкий УБС создан в 1981 году. Двигатель - американский (канадского филиала) Пратт-Уитни JT15. В 1984-94 гг произведено 76 самолетов (в т.ч. 15 были собраны на Филиппинах, а 24 в Сингапуре), поставлялись в упомянутые страны и на Гаити. На Филиппинах остаются на вооружении, 2 бывших гаитянских самолета куплены одной "частной армией" в США.


Скорость до 740 км/ч, макс.взлетный вес 2,8т, вооружение до 660 кг боевой нагрузки

4) М-346 "Мастер"
Этот УБС создан на базе совместной разработки компании Эрмаччи и КБ Яковлева Як/АЕМ-130 (первый полет прототипа в 1996 году). В 2000 году принято решение разрабатывать свои версии отдельно, в результате появились М-346 (первый полет 2004 год) и Як-130. Итальянцы получили все КД (кроме двигателей и БРЭО) и право продавать свой вариант по всему миру, кроме стран СНГ. Двигатели - 2 американских Ханниуэлл F124. В Италии готов к серийному производству с 2008 года. Заказано 68 машин - 30 Израилем, 18 Италией,12 Сингапуром и 8 Польшей(поставки начались в этом году). Произведено на сегодняшний день (вкл. прототипы) - 65


Скорость до 1/060 км/ч, макс.взлетный вес 9,5 т, вооружение до 3 т боевой нагрузки

Т.о. с 60-х годов итальянский авиапром занял прочные позиции на рынке реактивных УБС/легких штурмовиков - было произведено (в основном на экспорт) ок. 1.030 таких самолетов. Не Чехия, конечно, но кое-что! Во 2-й части - итальянские боевые самолеты и лицензионное производство.


FIМосковский зоопарк

Добавил admin | 23-10-2016, 13:03 | Мнений: 0 | Заглянули 63
Воскресный день. Чем лучше заняться? Вернуться на 27 лет назад и сходить в зоопарк ))
Московский зоопарк

Московский зоопарк
Московский зоопаркМосковский зоопарк
Московский зоопаркМосковский зоопарк
Московский зоопарк
Московский зоопаркМосковский зоопарк
Московский зоопарк

FIMardi Gras by Bruce Gilden, New Orleans, between 1974 and 1982

Добавил admin | 23-10-2016, 00:59 | Мнений: 0 | Заглянули 278
Оригинал взят у visual_archive в Mardi Gras by Bruce Gilden, New Orleans, between 1974 and 1982

NYC69151

Mardi gras - вторник перед Пепельной средой и началом католического Великого поста, последний день карнавала. Название распространено в основном во франкоговорящих странах и регионах. Из городов США самые массовые и пышные празднования проходят в Новом Орлеане. Аналог восточнославянской Масленицы.

NYC16166

NYC16167

NYC16168

NYC16169

NYC16170

NYC16172

NYC16173

NYC16174

NYC16175

NYC16176

NYC16177

NYC16194

NYC17622

NYC19114

NYC19832

NYC19833

NYC19834

NYC19835

NYC19836

NYC19837

NYC69101

NYC69105

NYC69107

NYC69110

NYC69113

NYC69115

NYC69117

NYC69118

NYC69119

NYC69124

NYC69125

NYC69126

NYC69127

NYC69130

NYC69131

NYC69134

NYC69135

NYC69138

NYC69141

NYC69142

NYC69144

NYC69149

NYC69151

NYC69153

NYC155674

NYC155676

NYC155677

NYC155678

NYC156956

NYC156957

NYC157268

FIКозьма Терентьевич Солдатенков

Добавил admin | 22-10-2016, 23:47 | Мнений: 0 | Заглянули 168
22 октября 1818 года в Москве родился Козьма Терентьевич Солдатенков — московский предприниматель, текстильный фабрикант и крупный книгоиздатель. Владелец художественной галереи и старинного нарышкинского имения «Кунцево».

Козьма Терентьевич Солдатенков

Когда вышел манифест об отмене крепостного права, по крестьянской стране пошел слух: на самом деле царь ничего не подписывал, а просто щедрый Солдатенков выкупил всех крестьян и отпустил на волю. Эта история о том, как фатально внешнее заслоняет главное — своего рода благотворительная притча. Козьма Терентьевич Солдатенков — одна из наиболее необычных фигур в истории российского меценатства. Современник Павла Михайловича Третьякова, он занимался вроде бы примерно тем же самым — зарабатывал деньги, а на заработанное покупал картины выдающихся или, по крайней мере, перспективных художников. Подчас одних и тех же художников. Тем не менее отношение в богемном обществе к ним было разное.

Павла Михайловича любили, уважали и побаивались. Когда он появлялся в чьей-то мастерской, его встречали с трепетом. Демонстрировали все самое яркое и интересное. Сами готовы были приплатить, лишь бы картина оказалась в знаменитой галерее. Да и не надо было Третьякову посещать все эти мастерские — сами к нему шли, и сами приносили, и показывали, и с трепетом ждали решения. Совершенно равнодушный к алкоголю, презирающий любую праздность, Павел Третьяков дорожил каждой минутой своего времени. Когда к супруге приходили гости, сразу же уходил в свой кабинет. И этот образ жизни, эта неземная, а какая-то космическая отстраненность от мирских благ, делали знакомство с Третьяковым еще более заманчивым, более статусным.

Совсем другое дело — Солдатенков. Он был старше Третьякова на 14 лет, но когда Павел Михайлович решил заняться коллекционированием в 1850-х годах,он даже не вспомнил о существовании Козьмы Терентьевича. А между тем в своем особняке по нынешнему адресу Мясницкая, дом № 37, царствовал Козьма Терентьевич Солдатенков, «мясницкий меценат», как его прозывали художники. Или «мясницкий Медичи», но это уже с оттенком иронии.

Вера Павловна, дочь Третьякова, так описывала Солдатенкова: "Он всегда летом ходил в сером сюртуке, в серой накидке и серой фетровой шляпе с большими полями. Он был небольшого роста, плотный, широкий, с некрасивым, но умным, выразительным лицом… Носил небольшую бородку и довольно длинные волосы, зачесанные назад; в нем чувствовалась большая сила, физическая и душевная, нередко встречающаяся у русских старообрядцев".

А вот еще одно описание внешности Козьмы Терентьевича: "Это был человек лет сорока, довольно тучный и некрасивый, рябой, с небольшими свиными глазками; говорил он очень поспешно и как бы путаясь в словах; размахивал руками, ногами семенил, похохатывал… вообще производил впечатление парня дурковатого, избалованного и крайне самолюбивого. Сам он почитал себя человеком образованным, потому что одевался по-немецки и жил хотя грязненько, да открыто, знался с людьми богатыми — и в театр ездил, и протежировал каскадных актрис, с которыми изъяснялся на каком-то необычайном, якобы французском языке. Жажда популярности была его главною страстью: греми, мол, Голушкин, по всему свету! То Суворов или Потемкин — а то Капитон Голушкин! Эта же самая страсть, победившая в нем прирожденную скупость, бросила его, как он не без самодовольства выражался, в оппозицию (прежде он говорил просто «в позицию», но потом его научили) — свела его с нигилистами: он высказывал самые крайние мнения, трунил над собственным староверством, ел в пост скоромное, играл в карты, а шампанское пил, как воду. И все сходило ему с рук; потому, говорил он, у меня всякое, где следует, начальство закуплено, всякая прореха зашита, все рты заткнуты, все уши завешены".

На такое можно было бы и в суд подать, да только автор этих строк подстраховался. Это описание купца Голушкина, выведенного И. С. Тургеневым в романе «Новь». Все прекрасно понимали, с кого именно был списан Голушкин, подхихикивали в кулуарах, но предпочитали молчать, дабы не отвести от себя тех щедрот, которыми Козьма Терентьевич охотно одаривал своих богемных современников.

Козьма Терентьевич Солдатенков
И. И. Шишкин, «Лес» (1895 год). Первым владельцем этой картины был Козьма Терентьевич

Казалось, Солдатенков сам не верил, что достоин общаться с этими волшебными людьми, дышать с ними одним воздухом, разделять общую трапезу. Он вообще был склонен принижать свои заслуги. Все, что затевал Козьма Терентьевич, казалось ему несерьезным и вторичным.

Известен случай, как он выпустил роскошнейший сборник Некрасова с цветными иллюстрациями высочайшего качества и золотым обрезом. Ему советовали отдать тираж по 5 рублей с книги, но Солдатенков лишь посмеивался — вот, дескать, шутники. Отдал по полтора рубля, имея прибыли по двадцати копеек с экземпляра.

Тираж разошелся в два дня. На третий день у букинистов тот Некрасов шел уже по шесть рублей. Цена продолжала расти, и приехавший в Москву писатель Александр Дюма ужасно радовался выгодному приобретению — он нашел эту книгу за шестнадцать рублей, а везде она стоила сорок.

На упреки в такого рода промахах, а также на пренебрежительное отношение к себе, купец не обижался. Он вовсю радовался жизни, и не без оснований считал, что ему повезло. Актер Михаил Щепкин раскрывал причину этой радости, поясняя заодно и некоторую наивность в делах, связанных с искусством: "Солдатенков родился и вырос в очень грубой и невежественной среде рогожской окраины Москвы, не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провел в «мальчиках» за прилавком своего богатого отца, получая от него медные гроши на дневное прокормление в холодных торговых рядах». Он был счастлив тому, что имеет, и напутствовал своего сына: «Пиши, Ванька, станешь писателем — все состояние на тебя отпишу»".

Один из современников описывал «жилью» Козьмы Терентьевича: "В спальне над кроватью хозяина висит «Мадонна» работы Плокгорста, а в одной из комнат мезонина — оригинал «Магдалины», молящейся перед распятием, работы Маеса, которая в литографиях и разных копиях обошла всю Россию. В кабинете хозяина, в углу задней стены, найдете Вы всем известные по рисункам оригиналы двух федотовских жанров: «Вдовушка» и «Завтрак аристократа». Между ландшафтами можно встретить «Зиму» Мещерского, «Морские виды» Орловского, «Сорренто» Боголюбова и четыре картины Айвазовского: «Обоз чумаков в степи», «Остров Патмос», «Морской вид» и «Ялта»: две картины Лагерис принадлежат к его лучшим вещам: «Капри» и «Понтийские болота». Постоите Вы и перед «Лесом» Шишкина".

А знаменитый собиратель Алексей Бахрушин писал: "Дом его — музей, в котором я был один раз, что считаю за честь и удовольствие, как и посещение Третьяковской галереи".

Денег на картины Солдатенков не жалел, в отличии все от того же Третьякова, который любил торговаться с художниками до копейки. Тратил их щедро и с легкостью. Гонорарами не ограничивался — столы ломились на Мясницкой от угощения для богемных деятелей.

А в благодарность получал по большей части издевательства. «Чо же это вы, Козьма Терентьевич, спаржей нас не угостите?» — съязвил как-то один из многочисленных нахлебников. «Спаржа, батенька, кусается,— пять рублей фунт», — ответил простоватый Солдатенков. И породил тем самым новую волну анекдотов.

Когда же на просьбу никому не известного археолога финансировать абсолютно бессмысленную, но при этом весьма затратную экспедицию, Солдатенков ответил отказом, то получил прямо при всем присутствовавшем обществе: «Вы не Козьма Медичи, а какой-то Козьма-кучер».

Актер Малого театра Д. Т. Ленский сочинял стишки:

"Обед нам был весьма негоден,
немного было и ума;
нам речи говорил Погодин,
а деньги заплатил Кузьма
".

Да что там говорить: сам Чехов, который на протяжении многих поколений почитается образцом русского интеллигента (вспомним довлатовское «однако похожим быть хочется только на Чехова»), присоединился ко всеобщему смеху. Однажды, явившись в особняк на Мясницкой, Антон Павлович принялся рассматривать последнюю коллекцию картин и при этом похмыкивал. «Что, картины плохи?» — расстроился меценат. «Нет, картины-то хороши, но что же вы, Козьма Терентьевич, так дурно их развесили?».

А Солдатенков между тем считал свои затраты на искусство недостаточными для оправдания собственного пребывания на земле. Ведь все эти картины, книги и скульптуры покупались, по большому счету, для себя. А что же для других?

А теперь — о главном. Конечно, интересно знать, что наш герой был первым владельцем «Леса» Шишкина, но разве это так уж важно?

Козьма Терентьевич был членом попечительского совета Художественно-промышленного музея, действительным членом общества любителей коммерческих знаний при Академии Коммерческих наук, членом совета благотворительного общества при Басманной больнице, членом Попечительского комитета женских курсов Герье, основателем Богадельни коммерции советника К. Т. Солдатенкова.

После смерти Козьмы Терентьевича, согласно его завещанию, большая часть его капитала пошла на строительство одной из крупнейших московских больниц — бесплатной больницы для бедных независимо от сословий и религий. В советское время эта больница была известна как Боткинская, и лишь сравнительно недавно ей было возвращено историческое название — Солдатенковская. А в 1990 году здесь, на территории больницы, открыли памятник меценату. То есть наш Солдатенков построил Боткинскую больницу.

Козьма Терентьевич Солдатенков
Больница Солдатенкова, 1913–1914 гг.

А когда в 1861 году вышел царский манифест об отмене крепостного права, по стране сразу пошел слух — дескать, на самом деле царь ничего такого не подписывал, а просто щедрый Солдатенков выкупил у помещиков всех крестьян и отпустил их на волю. И этот случай говорит о личности Козьмы Терентьевича гораздо больше, чем все многочисленные мемуары, анекдоты, цифры и прочие исторические документы.

Козьма Терентьевич Солдатенков
Памятник К. Т. Солдатенкову во дворе Боткинской больницы

Источник: www.miloserdie.ru

http://ruvera.ru/articles/kozma_terentevich_soldatenkov

FIСтрогановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Добавил admin | 22-10-2016, 22:11 | Мнений: 0 | Заглянули 253
Оригинал взят у sazikov в Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева


Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Я уже публиковал воспоминания о послевоенной Строгановке студента первого набора, карикатуриста Евгения Борисовича Щеглова, затем воспоминания профессора Строгановки Льва Моисеевича Холмянского. На этот раз хочу поделиться с вами воспоминаниями А.В. Соловьева, поступившего на учебу в Строгановку в 1945 году и оставшегося на преподавательской работе по ее завершении. Александр Васильевич работал на кафедре рисунка, затем, не оставляя преподавательской работы, возглавил факультет "Монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства".

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева


Москва. Садовое кольцо. Сухаревка. Спасские казармы. — Там, во флигеле была когда-то типография Новикова. Где-то здесь должно быть Строгановское училище, о котором много слышал.
МВХПУ (б. Строгановское) было воссоздано постановлением СНК СССР № 256 от 1945 года. После ранений и госпитализации, инвалидом II группы пришел на Большую Спасскую, д. 15/17. Красивая кованая церковная ограда, сохранилась еще на месте разрушенного храма, где в типовой четырехэтажной школе был госпиталь, затем это здание передали Строгановке.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Решение учиться созрело давно. Первым человеком, встретившим меня в училище, был Михаил Александрович Марков. Худощавый колоритный мужчина в армейской гимнастерке, с выразительными чертами лица, с орлиным носом и раскатистым своеобразным громким голосом оказался председателем приемной комиссии.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Учиться надо было семь лет (с семилеткой принимали на 1 курс, а с десятилетним образованием — на четвертый). У меня за плечами была десятилетка, фронт, большое желание учиться и смутное представление об искусстве. Мне казалось, что на фронте было легче. А здесь все ново, необычно. Известные художники, о которых читал и мечтал, рядом, с ними можно поговорить, они будут экзаменовать тебя и на четвертый курс.
Для поступления в Строгановку одного желания мало. Видимо, случайно мне предложили поступать на IV курс живописного отделения, но документы приняты — отступать нельзя: этому учили на фронте. Экзаменационную комиссию возглавлял директор Сергей Платонович Маркелов, и в нее входили все знаменитые преподаватели училища, известные художники. Первый день экзаменов: радости, надежды, волнения, страх и неизвестность. Экзамены по рисунку и композиции принимал В.Е. Егоров. Его фамилия мне давно была знакома по кинофильмам «Дубровский», «Тринадцать», «Суворов».

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Появление Владимира Евгеньевича в аудитории было ярким и запоминающимся. Вошел высокий и стройный человек в тюбетейке, в руках — палка черного мореного дуба с набалдашником из слоновой кости, скромно, но элегантно одетый. На мизинце блестела тоненькая золотая змейка с бриллиантом, вместо головы. Объяснил задачу, сказал несколько напутственных слов. Он умел как-то особенно лукаво подмигивать, оживляя занятия разными поучительными историями. Мы были покорены обаянием Егорова.
Испытания закончились, приехал посмотреть списки принятых, но меня не оказалось. Огорченный, решил возвращаться домой, в г. Орехово-Зуево. Встретил товарища, с которым познакомился на экзаменах, он уговорил вернуться назад и еще раз внимательно посмотреть списки. Нашли мою фамилию в числе принятых на скульптуру. Видимо, это однофамилец. Декан факультета Сергей Васильевич Кольцов заявил, что ошибки нет, ему понравились мои работы, поэтому взял меня с живописи к себе на скульптуру. На слова, что я скульптурой не занимался и о ней имею самое смутное представление, он ответил: «Талант от Бога. Если нет, то и живописца не получится. Иди и занимайся».

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Итак, я студент, мечта осуществилась. Но где жить и чем питаться? Шинель выручала. Ездить дважды в день за сто километров домой к отцу было тяжко. Не имея общежития и стандартной справки, жил без карточки, ночуя иногда у фронтовых друзей или на вокзалах (как во время экзаменов). Время было голодное, всем надоел студент-нахлебник.
Первый день занятий, помню, был 1 октября 1945 г. Все ученики собрались в коридоре третьего этажа. Напутственные слова получили, цель ясна, трудностей масса, а теперь главное — учеба. Стандартную справку купил на рынке, уплатив за нее всю свою пенсию, а ночевал на вокзалах или под лестницей в училище. Главное — учеба, нет ни минуты свободного времени. Все ново, трудно и интересно. Вечерами дополнительно рисовали модель, собирая по рублику, изредка меня приглашали ночевать сокурсники.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Как-то под Октябрьские праздники нам предложили выполнить общественную работу. Поздний вечер. Лепим в аудитории большой барельеф Ленина и Сталина по заданию райкома партии. Входит С. П. Маркелов, он жил тогда при училище. Посмотрев нашу работу, похвалил. В авоське у него была буханка черного хлеба. Узнав, что мы голодны, сказал, что если бы у него был белый хлеб, он его с удовольствием отдал нам. «Мы не гордые, съедим и черный». Буханку разрезали на куски, поровну на всех, одну часть выделили ему, и тут же съели, запивая водой. Это маленький пример нашей жизни в училище и доброго отношения с начальством.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Учащиеся младших классов, как ремесленники, ходили в форме, ее выдавали бесплатно. Питались они в столовой за пределами училища, а для студентов был организован буфет, весьма скудный. Кое-какие продукты с боем доставал наш завхоз Михаил Архипович Касьянов. В буфете сидел Егоров, пред ним был стакан чая с куском черного хлеба. К нему подошла новая заведующая библиотекой, пожилая и, видно, сердобольная женщина, приняла его за натурщика. «Папаша, вот вам рубль, возьмите и позавтракайте». Сказано это было довольно громко, народу в буфете было много. Владимир Евгеньевич встал и молвил: «Дочка, я иногда забываю отдать долг, а если хотела помочь, то добро надо делать тоже умеючи, потихоньку. Маловато, дочка. Профессор — раз, народный — два, лауреат — три, орденоносец — четыре, получается по четвертаку. В молодости без чинов и заслуг мне давали больше». Заведующая библиотекой под веселый смех окружающих быстро покинула буфет.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Строгановка имела великолепный преподавательский коллектив: В. Е. Егоров. Г. И. Мотовилов, С.В. Кольцов, М.М. Поляков, Н.Н. Соболев, З.Н. Быков, С.Е. Герасимов, П.В. Кузнецов, А.В. Куприн и др. Многие бывшие «строгачи» были приглашены на преподавательскую работу, отозваны прямо с фронта или из других городов страны. Надо было воспитывать новых молодых художников.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

О П. В. Кузнецове
В то давнее время студенты всех отделений, в т.ч. и скульптуры, обязательно занимались живописью. Это было крайне важно, т.к. программа требовала всесторонней подготовки молодых художников широкого профиля. Живопись у скульпторов вел П.В. Кузнецов. На вступительных экзаменах я впервые увидел этого маститого художника, небольшого роста, тщательно, но скромно одетого, говорившего тихим голосом и как-то задушевно и доброжелательно. На занятиях по живописи сделал нам первую постановку, которую мы с увлечением начали писать. Увидев наше старание, он терпеливо стал говорить о рисунке и композиции, о теплых и холодных тонах, о гармонии цвета, что фактура живописи должна иметь активный пластический характер и цветовое единство.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Нам, прошедшим фронт, еще не снявшим шинели, многое было непонятно. Павел Варфоломеевич, человек огромной живописной культуры и мастерства, видя нашу беспомощность, брал кисть и давал наглядный урок. Он объяснял нам, что кистью нужно касаться холста нежно, легко и трепетно. Это было какое-то чудо, праздник для глаза и души. Мы ценили эти незабываемые уроки мастерства. «Как это у Вас получается?» — спрашивали студенты. «У меня подушечки пальцев руки такие, как у скульптора, иногда, вместо кисти, могу легко и нежно размазать краску по холсту. Ведь лучшая кисть живописца — это его пальцы, через них мозг направляет мысль художника на холст. А вообще нужно подходить к холсту для работы, как к любимой женщине». Он любил шутку, в его глазах всегда была хитринка и радость, как у ребенка, открыто смотревшего на жизнь.
Он повторял, что художник непременно должен регулярно и много работать, и даже тогда, когда нет красок под руками. «Всегда, где бы вы ни были, вы должны как бы писать глазами и умом, как пианист, не имея инструмента, тренирует свои пальцы на доске или столе». Как-то, просматривая работу сокурсника, Кузнецов сказал: «Вы рассказываете живописью о натюрморте, а нужно как бы создавать его вновь на холсте — позиция художника должна быть активной, он творец, и притом реалист, не нужно списывать бездумно».
Он напоминал нам об орнаментальном принципе компоновки натюрморта, раппортности, ритме и орнаментальности, узорчатости композиции. При разговорах с нами он вспоминал дружбу с Борисовым-Мусатовым, работу над декорациями в Большом театре с Сапуновым в 1901 г. Рассказывал нам о встречах с Ф. Шаляпиным, Луначарскиим, А. Блоком...
Он подчеркивал, что выразительность в композиции достигается цветовым и линейным ритмом. Рисуйте не только контуры предметов, но и пустоты между ними — это важно, ибо они внешнее окружение фигур. Сохраняйте общий тон, не допускал открытых контрастных цветов, соблюдайте принципы декоративности, перерабатывайте увиденное в жизни.
Большое внимание Кузнецов уделял технологии и технике живописи, советовал нам самим грунтовать холсты и тереть краски. Предлагал чаще вспоминать труд Д.И. Киплика «Техника живописи», ведь он умер во время блокады Ленинграда, на ступеньках Академии художеств от голода. Ценя время, Павел Варфоломеевич часто говорил студентам, что художник не может позволить себе увлечение выпивками и ресторанным барским времяпровождением, вести рассеянный образ жизни; нужно сдерживать себя, отдавать свои силы без остатка любимому искусству. П.Кузнецов поражал нас своей эрудицией, интеллигентностью, был корректен, отзывчив, но без намека на панибратство.

Встречи с А.В. Куприным
Как-то С.В. Кольцов пригласил меня в мастерскую на Гоголевском бульваре. Необходимо помочь подготовить глину, сделать каркас, продолжить работу. В то время он был членом Правления и председателем скульптурной секции МОСХа. После работы любезно пригласил меня к себе домой перекусить. Жил он с женой в «Доме Перцова» на набережной недалеко от Каменного моста. Это были большие комнаты-мастерские. Вдруг, во время чаепития входит А.В. Куприн, они были добрые друзья и товарищи по ремеслу, дружившие много лет и жившие рядом.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Куприн был личностью цельной: все в нем было добротно основательно, прост в обращении, скромно одевался, говорил негромко и убедительно, с какой-то задушевностью. Живопись в училище Куприн вел на старших курсах, относился к занятиям очень серьезно, это чувствовалось во всем, начиная с постановок. Этапы работы в аудитории были всегда продуманы. Не было у него ничего случайного и второстепенного. Он умел деликатно найти подход к каждому студенту, никогда не выходил из себя, был внимателен и добр.
У нас в аудитории на занятиях появился новый натурщик, в нем чувствовалось величие, белая окладистая борода, хорошо одетый и независимый. Он принял позу. Александр Васильевич попросил его повернуть голову к свету в одну сторону, затем в другую, немного наклонить, затем приподнять. Надо было красиво и выгодно закомпоновать постановку. Вдруг натурщик встал со своего места и раздраженно стал выговаривать Куприну: «Что ты меня крутишь, как мальчишку, я купец первой гильдии, а ты кто?» Воцарилась тишина. «В аудитории студенты, я преподаватель, постановка будет такой, какая мне необходима, и нет смысла выяснять нам наше прошлое». Это было сказано тихо, но выразительно. Занятия продолжались, и затем натурщик вел себя скромно, но с достоинством.

В.Е. Егоров — педагог
Всегда неудовлетворенный собой, Егоров неоднократно в минуты раздумья повторял Пушкина: «Ты им доволен ли, взыскательный художник?» И отвечал: «Нет. А кто скажет, что доволен? Много сделал, а все не то, сколько еще надо успеть, ох, как много, а жизнь уходит». «Взыскательный художник» — в этом весь Владимир Евгеньевич Егоров.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Начало его педагогической деятельности относится к 1911 году, он вел рисование в бывшем Строгановском училище вплоть до момента преобразования школы в Свободные государственные художественные мастерские. Вторично он был приглашен преподавать летом 1945 года, когда в Москве, на большой Спасской улице открылось воссозданное Строгановское училище.
Требовательный к себе и окружающим, он создавал вокруг творческую атмосферу, был взыскателен, даже резок в суждениях, остроумен. Многие его искренне любили, некоторые боялись, но Владимир Евгеньевич всегда был честен, неподкупен. Егоровская прямота часто оборачивалась против него. Он трудно сходился с людьми, был к ним излишне требователен, строг, иногда мог обидеть человека словом, а друзья неизменно напоминал: «В работе надо иметь дело с достойными людьми, и лучше заслужить почести и не получить их, чем пользоваться ими незаслуженно».
К «службе» в МВХПУ он относился с большой ответственностью и отдавал весь свой талант, громадный жизненный опыт и неукротимую энергию, дни посещения училища Егоровым были для студентов праздником.
Будучи чудесным рисовальщиком и великолепным декоратором он разжигал у студентов любовь к прекрасному. Со свойственным ему юмором, он рассказывал о работе художника в театре, кино, о встречах с великими людьми, о трудностях жизни в искусстве. Он любил повторять: «Счастье учителя — ученик, превзошедший его. Гордость ученика, какой бы выси он ни достиг, — его учитель».
Студенты с большой сердечностью и теплотой относились к Владимиру Евгеньевичу. «Молодые люди по природе своей чувствительны: обогрей сердце, приласкай, будь требователен, но справедлив, и он тебя станет уважать, будет податливее воска, но если ты груб и не справедлив, да еще и плохой художник, то трудно ждать уважения» — говорил В.Б. Егоров и был прав. Воспитание требует, кроме моральных и принудительных мер, еще и духовных вложений. Должность требует доброты, даже если она в характере, как определяют студенты, «не запрограммирована».
В первых числах апреля на Большой Полянке в квартире Егорова всегда было шумно. Справляли день его рождения. Мы заранее готовились к этой дате: покупали подарок любимому преподавателю, а с занятий уходили. В полдень молодежь толпилась у квартиры. Звонили. Дверь, как всегда, открывала Валентина Владимировна, его жена Из комнаты слышался недовольный голос Егорова: «Валюта, кого там еще несет? — Это Александр Васильевич. — Один? — Нет, с ребятами. Так и знал, обедать приехали, вот дьяволы. А у меня их кормить нечем, да и сесть негде». Действительно, всем поместиться в скромной комнате было трудно, но студенты как-то ухитрялись расположиться с «комфортом».
Вручались подарки, говорились сердечные слова, глаза профессора наполнялись теплотой, и загоралась шумная беседа о родном искусстве, о его роли и задачах. На столе появлялось обильное угощение. Студенты любили беседы с профессором, а еще больше ценили его доброту и кулинарные способности жены. Студент — всегда студент. Вечером собирались родственники, на следующий день — сослуживцы, а затем все остальные... так шумно, хлебосольно проходил день его рождения.
По своему характеру Егоров не был покладистым, «удобным» для начальства преподавателем и человеком. Он всегда знал, чего хочет и умел отстоять свое мнение, мог защитить студента на просмотре и часто делал это, на этой почве неоднократно возникали трения, и в 1950 году Владимир Евгеньевич оставляет кафедру живописи, которую тогда возглавлял А.В. Куприн, и становится профессором кафедры рисунка. Человек большого таланта, громадной эрудиции, он тонко чувствовал русскую старину, знал и прививал своим учениками любовь к ней.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

***
Вспоминаю такой случай, о котором много говорили в училище и писали. Студент Юрий Тур вытащил из полыньи мальчишку, катавшегося на лыжах на берегу реки. Родители спасенного очень сожалели, что Ю.Тур не смог вытащить из ледяной воды и его лыжи с валенками, их унесло течением. Наш студент, рискую жизнью, спас незнакомого мальчика, и мы потом случайно узнали об этом. Ю. Тур покорял пик «Победы», получил мастера спорта.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Нам, художникам, часто приходится работать с обнаженной моделью. Хочется вспомнить об удивительном отношении Мотовилова к модели. Это было глубокое уважение. На занятиях нам позировали две великолепные модели. Постановка подходила к завершению, Мотовилов обходит всех студентов и делает замечания по работам. Вдруг Роза обращается к профессору с вопросом: «Кто из нас лучше?» Георгий Иванович внимательно посмотрел их, немного подумал и говорит: «Зоя, пожалуй, божественнее». Роза, молча, одела халат и ушла, сказав: «Ну и лепите ее, если она божественнее». «Вот вам яркий пример, насколько нужно быть осторожным с женщинами», — сказал Мотовилов.
Вспоминаю забавный случай. Мы работали в помещении подвала корпуса материального склада. В потолке нашей «мастерской» было небольшое отверстие, иногда мы слышали чей-то разговор, к нам падали осколки цемента и камня. Это нас не тревожило. Потом, видимо, случайно через отверстие на дипломную работу свалился приличный кирпич. При встрече с зам. директора завода Иваном Михайловичем Шаховым, высказал ему свое неудовольствие, и он поведал мне следующее. Зав. складом как-то, проходя по своим владениям, случайно заглянул в дырку и был поражен, увидев у нас молодую обнаженную женщину. Это его поразило и заинтересовало. Но модель не всегда была напротив этого отверстия. Он потихоньку стал расширять отверстие, а иногда ложился на пол и ставил зеркало. Таким образом он наблюдал за нашей работой с моделью. Поделился своим открытием с товарищами. На складе стали появляться желающие посмотреть «голую женщину». Тогда зав. складом решил на этом заработать и брать деньги с любителей красоты. Слава кладовщика росла. Стали даже появляться там начальники цехов. Когда об этом узнал директор завода, он приказал зацементировать это отверстие, а зав. складом перевести в разнорабочие. Так неудачно закончилось приобщение складского начальника к искусству.

***
После С.Н. Маркелова, уехавшего в Ленинград, Училище возглавил Владимир Иванович Говорков. Депутат Верховного Совета республики, бывший министр коммунального хозяйства, человек культурный, умный, спокойный и малословный, но не художник. Мы настороженно приняли его. Через некоторое время его авторитет среди профессуры и студентов стремительно вырос. Какой-то организации потребовалось здание МИПИДИ и его расформировали. Многие преподаватели уехали в Ленинград к «Штиглицу», а москвичи пополнили Строгановку.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Он пригласил новых видных педагогов, хозяйственников, занимался вопросами общежития студентов, чувствовались его прежние связи. Возникали творческие содружества училища с заводами, совхозами и колхозами, организована аспирантура. Ученому Совету было предоставлено право принимать к защите кандидатские диссертации. Б.В. Нешумов, выпускник кафедры дерева, первым защитил диссертацию. Защиты дипломных работ стали проходить торжественно, иногда вне стен училища — во Владимире, Суздале, в Горках Ленинских, в совхозе «Лесные поляны», на «Калибре» и т.д. По всей Москве были разбросаны наши помещения, где занимались студенты — на Самотеке, Маяковке, Останкино.
Переезд в новое здание на Волоколамском шоссе, д. 9 проходил стремительно. Левая часть корпуса была не достроена. В.И. Говорков знал и настоятельно советовал немедленно занимать здание, иначе его заберет другая организация. Состоялось совместное бурное совещание со строителями, на котором заявили, что мы вселяемся, главное — крыша и стены, а отделка помещений, штукатурка аудиторий будет выполнена своими силами. Более трех месяцев все сотрудники, преподаватели и студенты безвозмездно, с удовольствием выполняли эту работу. Авторитет училища стремительно вырос. Наконец состоялось торжественное вселение в новое здание, еще полностью не достроенное, просторное, с большим актовым залом, с хорошо оборудованными мастерскими. Жаль, что до этого счастливого времени не дожил В.И. Говорков; может быть, волнения и заботы, связанные со строительством на Ленинградском шоссе, подорвали его больное сердце.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

В новом здании на Волоколамском шоссе настало время бурного расцвета художественной самодеятельности, спортивных секций, кружковой работы. Снаряжались научные экспедиции по стране по изучению художественных промыслов, одновременно устраивались передвижные фотовыставки о Строгановском училище. Одну из таких экспедиций в Сибирь возглавил В.К. Замков, о результатах было доложено на Совете училища, ее работой интересовались видные ученые.
Особенный успех выпал на долю кукольного кружка, его деятельностью интересовался Сергей Владимирович Образцов, бывший Строгановец. Кукольники показывали свои мастерство в Болгарии, ГДР, представляли нашу страну на международном форуме в Карловых Барах, имели премии, дипломы. Слава ребят была заслуженной и многолетней.
В Строгановке горячая пора бывает летом во время работы приемной комиссии. «День открытых дверей», знакомство поступающих и их родителей с Училищем кафедрами, мастерскими — накладывает особую ответственность на ректорат.
Редко кому удается поступить в Строгановку с первого захода, это известно всем.
Многие преподаватели неоднократно были связаны с работой комиссии. По положению она возглавляется ректором, в ее состав входили деканы факультетов, представители партийных, профсоюзных и многих других организаций.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Проводилось собеседование с каждым абитуриентом, смотрели их работы по рисунку, живописи и композиции. На это уходило много времени, иногда заседания продолжались далеко за полночь.
К ответственному секретарю пришла главный бухгалтер А.С. Андронова сказать о том, что с работой комиссии будет знакомиться главный ревизор министерства. Он проверял бухгалтерию Училища. Ревизор регулярно присутствовал на комиссии, принимал активное участие в обсуждении работ поступающих по рисунку и живописи, особенно его интересовали обнаженные женские модели. Видимо, он знал в них толк. Мы оценили его усердие. Затем он захотел знать, как отбирают натуру на экзамены, сколько им платят и нет ли там злоупотреблений. На просмотрах моделей настоятельно высказывал свои суждения и замечания. Портрет его не интересовал. По окончании работы приемной комиссии Училища мы узнали, что акт ревизии был великолепен. Работа бухгалтерии была оценена ревизором исключительно высоко, а бухгалтер получила благодарность.
Технический секретарь доложила, что в приемную комиссию пришло много бандеролей от иногородних абитуриентов. Одна из них была с Курильских островов от моряка. Принято решение допустить его до экзаменов. Срочно написали вызов командиру части и отправили документы. Наступил первый день экзаменов. Мне доложили, что моряк не явился. «Видимо не отпустил командир части, а жаль, ведь работы его были талантливы», — подумал я.
В Москве стояла очень жаркая погода. На следующий день рано утром прихожу на работу и вижу: у дверей стоит краснофлотец. Называю его по фамилии и спрашиваю: «Почему Вы опоздали на экзамены?». Оказывается, что задержка в пути с самолетами.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Первый экзамен по рисунку — три дня по четыре часа, так как он пропустил первый день. Я обещал ему после дать дополнительное время. В аудитории стояла молодая исключительно красивая женская модель. Пояснил задачу, пожелал успехов в работе. В конце занятий прихожу в аудитории посмотреть, какой успех у моряка. Сжав ноги и скрестив руки у низа живота, он сидел и не работал — лист был пуст. «Почему не рисуете?» «Сижу на Курилах третий год, первый раз в Москве, не могу оторвать глаз от этой красавицы, что стоит на постаменте, и напротив сидит, расставив ноги, девушка в мини-юбке, увлеченная работой. Не знаю, куда смотреть, хоть глаза закрывай, не пойму, что со мной происходит». К дальнейшим экзаменам он не был допущен, так как не сдал рисунок. Видимо, он был эмоциональный человек и не сумел совладать с собой.
Абитуриенты на экзаменах, получая лист бумаги, ставили на оборотной стороне свою подпись и номер. На лицевой стороне в правом верхнем углу штамп Училища. Такое правило существовало много лет. Дежурный преподаватель по окончании экзамена расставлял работы на мольбертах, предварительно их оценивая. Это делалось для облегчения работы экзаменационной комиссии.
В тот год был первый набор студентов на новую кафедру. В состав экзаменационной комиссии входили все зав. кафедрами, председателем был утвержден профессор Кирилл Алексеевич Соловьев. Каждая работа абитуриента оценивалась, голосовалась, после чего председатель ставил оценку и скреплял ее своей подписью. За день смотрели и обсуждали несколько сот работ, переходя из аудитории в аудиторию.
Мы знали, что в Училище в тот год поступал сын К.А. Соловьева. Случилось так, что аудиторию, где экзаменовался сын Кирилла Алексеевича, смотрели последней. Отличных оценок в группе не было, несколько хороших, больше удовлетворительных и три плохие — так предварительно расставил работы дежурный преподаватель. Просмотрев внимательно все рисунки, председатель предлагает комиссии повысить в этой группе всем без исключения оценки на один балл. По его мнению, здесь оценки были занижены. После голосования дрожащей рукой К.А. Соловьев ставит отметки и свою подпись на каждой работе поступающего. Когда вышли из аудитории, председатель побледнел и упал, потеряв сознание. Придя в чувство, Кирилл Алексеевич мне сказал: «Поймите меня правильно, может быть, я своей рукой подписал приговор своему сыну. Я уже стар, годы мои на исходе, и мне хотелось бы видеть, что сын мой на верном пути».

Воспоминания о Н.Н. Соболеве
В группе IV АДП во втором семестре появилась новая красивая студентка. Ребята уделяли ей повышенной внимание. Чтобы погасить «хвост» по истории искусств кто-то из нас предложил ей переписать свой конспект. Она заменила на нем титульный лист и написала свою фамилию. На экзамене Н.Н. Соболев сказал ей комплимент и стал листать конспект. Студентка бойко отвечала материал. Вдруг экзаменатор остановил ее и сказал: «Художник должен быть честным человеком, а вы красивая, но подлая женщина, сдаете экзамен с чужим конспектом». Из-за этого инцидента студентка была отчислена из Училища, так как Соболев был принципиален и неумолим. Прошло много лет. Работая над его портретом, я напомнил Николаю Николаевичу об этом эпизоде. Он подтвердил этот случай и сказал, что у них с Митрофаном Митрофановичем (его ассистентом) существовали условные знаки, которые они оставляли на конспектах.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Предмет «стили» вели Н.Н. Соболев, Е.Е. Соболева и директор музея С.Г. Щербаков. Студенты в нашей группе в течение месяца работали над композицией — «Портал в древнерусском стиле». Всем хотелось получить высокую оценку и похвалу от Соболева. Отмывки своевременно сданы, ждем результатов. Николай Николаевич, вызывая студента, делает замечания по каждой работе и называет отметки достаточно высокие. В общежитии сокурсники хвалили мою работу, и я был убежден в отличной оценке. Меня пригласили последним, думаю: «Наверняка, пять с плюсом». Соболев показал группе мою работу со словами: «А я ему поставил "плохо"». Не верю услышанному. Спрашиваю: «Почему?» «На то и стили, а Вы подписали древнерусский портал екатерининским шрифтом. Вот за это и "плохо". Переделай».
«Чем больше стареешь, — говорил Соболев, — тем сильнее чувствуешь, что умение наслаждаться настоящим — драгоценная способность». Он как-то опубликовал ответную статью в «Красной Звезде» о памятнике героям Плевны «Реставрация или реконструкция?», где напомнил слова А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». «Неправда о героическом прошлом народа рождает неверие в настоящее. Такая неправда лишает блеска самые славные совершения настоящего и оскорбляет народные чувства».
Надо из жизни сделать мечту, а из мечты — реальность. Студент всегда преподавателя понимает сердцем, титулами его никак не убедишь. «Жизнь — это уже огромный подарок человеку, поверьте, я это знаю, так как дожил до преклонного возраста», — говорил Н.Н. Соболев. В девяносто лет Николай Николаевич все еще заведовал кафедрой и сохранил светлую память, а память — это продление времени у людей, помнящих его. Очень многие художники прошли через его руки и благодарны этому «патриарху» Строгановки.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

***
Заведующий отделением ХОМ Завистовский Антон Андреевич вызвал к себе студента, пропустившего несколько дней занятий и потребовал от него объяснительную записку. Студент отказался писать бумагу, но Завистовский настаивал на объяснительной, так как словесное объяснение его не устраивало. Провинившийся с объяснительной был вызван к руководству Училища, где он заявил следующее: «При скудном питании мне трудно учиться. Унижаться и просить помощи не буду. Жизнь я знаю лучше вас и бывал и в Японии, и Австралии, и других странах. В Москве много "жиреющих господ", а я голоден, поэтому решил вытащить "лопатник" у такого субъекта и поправить свое материальное положение, что и было мною сделано. Прошу считать пропуски занятий оправданными». Стояло число и подпись. Это был вызов ректорату, общественным организациям и преподавательскому составу. До этого у студента был инцидент с преподавателем русского языка и литературы. Мы знали, что он был способным, но дерзким, друзей в институте не имел, держался обособленно и независимо. В ректорате на заседании по этому вопросу он заявил: «Вы лучше воспитывайте "маменькиных сынков", которых здесь много, а я хочу учиться мастерству и получить знания, моя цель — быть художником, и не надо меня воспитывать».

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Посоветовавшись с вышестоящим начальством, решили дать ему возможность закончить Училище. После успешной защиты диплома он был направлен на работу в крупную организацию города Москвы. На одном из партактивов упоминали нашего воспитанника не с лучших сторон. Там он тоже взбудоражил коллектив своими выходками и критиковал порядки и начальство, где работал. Однажды на Сретенке встречаю нашего выпускника, хорошо одетого, с красивой дамой. Подошел, поздоровался и напомнил ему, что опять нелестно отзывались в верхах об Училище в связи с его выходками. «Товарищ Костенко, Вы уже художник, имеете великолепную профессию и все еще являетесь возмутителем спокойствия» — сказал я. От него я узнал, что он написал заявление в органы КГБ и взял свою настоящую фамилию и теперь он не Костенко и познакомил со своей женой.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

На отделение скульптуры пришел новый студент Михаил Ляхов. Он выделялся зрелым возрастом, пристальным взглядом на бледном лице и каким-то неуловимым превосходством над сокурсниками. Направлен в Училище был по указанию Н.М. Шверника. В кабинете ректора стояла его работа — из кряжа дерева вырезана круглая клетка, в которой сидела птица с головой Президента Америки Трумэна. Эта композиция, созданная Ляховым в одном из мест заключения, где он отбывал наказание, была показана Н.М. Швернику. Жил Ляхов в общежитии слушателей Высшей школы ВЦСПС. Его учеба проходила весьма успешно и целенаправленно, много лет вечерами он вел еще автомобильный кружок в одном из ЖЭКов Москвы. В народе говорят: «Ничем не засеянное поле сорняком зарастает». Нагрузка нужна и уму, и сердцу. Михаил дорожил временем, хотел наверстать упущенное. Человек не может жить без мечты, — она делает жизнь собранной, целеустремленной и радостной. Он верил в свои беспредельные возможности и пытался доказать это на деле. Как-то поведал мне историю своей трудной жизни. Голодная военная молодость, колония, большой срок и мечта об авиации. Он был одержим идеей сделать свой самолет и подняться на нем в воздух. В долгих неоднократных беседах я старался доказать ему бредовость этой идеи, но тщетно, — это был одержимый человек.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Как известно, упрямство — орудие слабых, а упорство — орудие славы. От начальника военной кафедры Ф.Ф. Кизелова узнал, что по инженерным войскам был объявлен конкурс на саперную лопату. Первая премия и крупная сумму денег вручена нашему студенту М.Г. Ляхову, победителю в конкурсе. По нашей просьбе секретарем парткома МАИ им. Ордженикидзе Ляхову был выделен консультант, доцент кафедры самолетостроения. На авиационном заводе около метро «Динамо» был задержан наш «изобретатель», пытавшийся вывезти на машине какие-то бракованные детали для кружка при домоуправлении. Пропуск отобрали и охране предложили выгнать его с завода.
На следующий день наш «герой» опять попался на глаза начальству, разразился скандал. Большие неприятности грозили начальнику охраны и нашему Училищу, но детали для кружка он получил. Цель оправдывает средства. В ГУМе ему отказались продать сразу десятки метров ткани. В кабинете директора магазина состоялся весьма неприятный разговор, так как Михаил в течение недели изучал порядки в этом учреждении и кое-что выяснил.
Заявление подписано, материя куплена. Одновременно с учебой шла активная работа над самолетом. Мои доводы о том, что студенту на свои средства построить самолет трудно, были опровергнуты.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

Мы с А.Е. Короткевичем были приглашены в Малаховку Михаилом Ляховым осмотреть самолет, построенный там со своими молодыми помощниками, местными мальчишками. На самолете было два мотоциклетных мотора, как-то по-особенному расположенные и еще другие инженерные хитрости.
Полет в Малаховке состоялся. Этот талантливый самородок осуществил мечту отца и свою идею. Чтобы человек был счастлив, ему нужно найти настоящее дело, и он его имел. После успешного окончания Училища он получил мастерскую в районе Тушино, занимался скульптурой и проверял свою идею в области самолетостроения. Он обладал титанической работоспособностью, а беречь талант можно только трудом.
Вскоре мы узнали, что Михаил Ляхов погиб при испытании самолета. Некролог о его смерти был подписан конструкторами О. Антоновым, А. Туполевым, В. Гризодубовой и другими видными людьми. Жаль, когда такие талантливые, одержимые художники, учившиеся у нас в Строгановке, как Михаил Григорьевич Ляхов, рано уходят из жизни.

Строгановка в воспоминаниях Александра Васильевича Соловьева

В жизни мне посчастливилось учиться у больших мастеров, а затем совместно с ними работать в Строгановке. Низкий им поклон. Они помогли мне понять и полюбить русское искусство.

FIСоотношение сил на Балтике после 2-й МВ

Добавил admin | 22-10-2016, 22:11 | Мнений: 0 | Заглянули 99

Это продолжение поста о глобальном соотношении сил на море (по артиллерийским кораблям см.тут: http://nosikot.livejournal.com/1870801.html).
К бадтийским берегам выходят несколько наций, большинство из к-рых трудно заподозрить в симпатиях к России, соответственно они строили свою морскую политику с оглядкой на наш флот. Германия все пыталась догнать или хоть "ущучить" англосаксов (последнее - крейсерской или подводной войной), у малых стран тут были особенно популярны ББО. Но в 1945 г. "кое-что" изменилось:
- Германия разгромлена, ее флот либо уничтожен, либо поделен
- Польша стала нашим союзником
- Прибалтийские республики воссоединены с Россией
- Норвежские и датские корабли потоплены немцами или союзниками
Но была одна страна, флот к-рой в войне почти не пострадал и чьи кораблестроительные программы напрямую ставились в зависимость от состояния и планов развития нашего Балтфлота - это Швеция (см. об этом, так же, тут: http://nosikot.livejournal.com/1891375.html)
Отбросим пока эсминцы и подлодки, посмотрим, что у шведов было к 1945 году:
- крейсер "Фильгия" (1907г., 5.000т, 23 уз)

Соотношение сил на Балтике после 2-й МВ
Бортовой залп 6 (3х2) 152-мм орудий

ДАЛЕЕ:

- Крейсер-гидроавианосец "Готланд" (1933 г., 5.600т, 27 уз)

Соотношение сил на Балтике после 2-й МВ
Бортовой залп 6 (3х2) 152-мм орудий
- 2 ББО типа "Аран" (1902-3 гг, 3.700т, 17 уз)

Соотношение сил на Балтике после 2-й МВ
Бортовой залп 2х1х210-мм и 3х152-мм орудий
- ББО "Манлихегетен" (типа "Аран", 1904 г., модернизирован в 1940-41 гг, 3.800т, 17 уз)

Соотношение сил на Балтике после 2-й МВ
Бортовой залп 2х1х210-мм и 3х152-мм орудий
- ББО "Оскар II" (1907 г., 4.500т, 18 уз)

Соотношение сил на Балтике после 2-й МВ
Бортовой залп 2х1х210-мм и 2х2х152-мм орудий
- 3 ББО типа "Свериге" (1917-22 гг, первоначально планировалось построить не меньше 7 таких броненосцев - в противовес нашим дредноутам, но потом, глядя на состояние постреволюционного Балтфлота шведы решили не напрягаться, 7.800т, 23 уз - скорость рассчитывали глядя на "Гангуты"!)

Соотношение сил на Балтике после 2-й МВ
Бортовой залп 2х2х283-мм и 3х1х и 1х2х152-мм орудий

Т.о. 9 единиц, с бортовым залпом 12х283-мм, 8х210-мм и 28х152-мм!
А у нас (из "самоходных"!) - только "Гангут"/"Октябрьская революция" и 2 крейсера пр. 26, т.е. 3 корабля и 12х305-мм и 18х180-мм
Правда в 1947 году шведы списали 2 ББО типа "Аран", но получили два новейших крейсера типа "Тре крунур" (9.300т, 33 уз)

Соотношение сил на Балтике после 2-й МВ
Бортовой залп 7 (2х2 и 1х3) 152-мм орудий

А мы в 1946-477 гг получили "Макаров"/"Нюрнберг" и "Выборг"/"Вайнамойнен" + 9х150-мм и 4 (2х2) 254-мм
В 1950 г. БФ получил "Чкалова"/"Комсомольца" (еще 2 крейсера пр. 68К практически сразу после вступления в строй перевели на СФ, см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1837001.html), 12 (4х3) 152-мм, ну а с 1952 г. вступают в строй крейсера пр. 68-бис (на БФ остается 3 единицы), по 12 (4х3) 152-мм
И только тут шведы постепенно списывают свои броненосцы: "Манлихегетен" и "Оскар II" - в 1950 г., "Фильгия" и "Свериге" в 1953 г., еще 2 ББО типа "Свериге" - в 1957 г., "Готланд" в 1960 г., "Тре крунур" в 1964 г., а его собрат - "Гета Леон" в 1971 г. продан Чили! Причем разоружались и попадали на слом шведские корабли через несколько лет после списания (последний ББО типа "Свериге" - "Густав V" "отправили" только в 1970 г.), а орудийные башни передали береговой обороне, где большая часть и продолжает службу.
Наступала новая эра - ракетная и шведский флот первым, за пределами России, получил на вооружение ПКР (ЭМ типа "Халланд" в 60-е годы), но это совсем иная история...

Соотношение сил на Балтике после 2-й МВ
ПКР Rb08 на ЭМ "Смалланд" типа "Холланд"

FIСекретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Добавил admin | 22-10-2016, 21:21 | Мнений: 0 | Заглянули 113
Оригинал взят у imperium_ross в Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.
Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Фоторепортаж в этой статье посвящен секретному бункеру D67 , географическое месторасположение которого находится в Социалистической Республике Вьетнам (СРВ), в столице Вьетнама Ханой, под названием Ханойская цитадель.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) — государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. На западе граничит с Лаосом и Камбоджей, на севере — с Китаем, с востока и юга омывается Южно-Китайским морем.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Подземный бункер построен в 1967 году во время Вьетнамской войны, когда шла ожесточенная воздушная бомбардировка устроенная Соединенными Штатами Америки (США) против Северного Вьетнама (Вьетнамская война), одной из крупнейших вооруженных конфликтов второй половины XX века, оставивший заметный след в культуре и занимающий существенное место в новейшей истории Вьетнама.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Под надземным сооружением, скрывается бомбоубежище, в которое ведут два входа с лестницами, ведущие непосредственно в бункер, западный вход из небольшой комнаты предназначался генералу Ван Тьен Зунгу, восточный из комнаты в подземелье генералу Во Нгуен Зяпу.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

В наземном сооружении и подземном бомбоубежище находятся большие залы, в которых ежедневно проводились заседания (главного командования Народной армии, центральной военной комиссии, генерального штаба Народной армии Вьетнама, политбюро трудовой партии Вьетнама - Коммунистическая партия Вьетнама), принимались своевременные те, или иные стратегии, вносились в планы своевременные корректировки, чтобы одержать окончательную победу над армией Южного Вьетнама, и американскими оккупантами, и их союзниками.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

В январе 1971 года Центральная военная комиссия и Политбюро КПВ провело секретное совещание, чтобы принять окончательное решение о запуске крупномасштабной операции на территорию Лаоса в ходе Вьетнамской войны, получившее кодовое название Lam Son 719.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

В конце декабря 1974 года состоялось расширенное заседание Политбюро о секретной спецоперации об освобождении южного Вьетнама, и воссоединение его Северным Вьетнамом.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

З0 апреля 1975 года свершилась победа Северного Вьетнама над Южным Вьетнамом, после этого произошёл вывод войск США и их союзников из Южного Вьетнама, под властью Коммунистической партии Вьетнама объединился Северный и Южный Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Укрепленное бомбоубежище Северного Вьетнама построена в 1967 году с помощью советских специалистов, кроме этого бункера в подземелье существует сеть разветвленных туннелей, которые до сих пор закрыты, в настоящее время данный объект вьетнамским министерством обороны передан городу Ханой.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Доступ открыт лишь в небольшую секцию подземелья, а большинство секретных туннелей остаются закрытыми. Никто не знает, куда они ведут, однако некоторое легенды утверждают, что по ним можно добраться до мавзолея Хо Ши Мина.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Туристы могут увидеть в бункере военные карты с написанными от руки пометками, а также фотографии заседаний, проходивших в подземном командном пункте.
В экспозиции представлена простая деревянная кровать, покрытая армейским одеялом, на которой спал Во Нгуен Зиап, а также антикварные телефонные аппараты той поры.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

В 1988 году Социалистическая партия Вьетнама и Демократическая партия Вьетнама самораспустились.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.


В 1992 году была принята конституция Вьетнама, действующая в настоящий момент, Государственный Совет был упразднён, были воссозданы Постоянный Комитет Национального Собрания и должность Президента, Совет Министров был переименован в Правительство, должность Председателя Совета Министров в должность Премьер-Министра.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.


В настоящее время во Вьетнаме произошла частичная либерализация экономической системы и значительное расширение контактов с зарубежными странами при некотором ослаблении партийного контроля над всеми сферами общественной жизни.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

Секретный бункер Социалистической Республики Вьетнам.

В настоящий момент Вьетнам — полноправный член Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Существуют дипломатические отношения с США. Дипломатические отношения с СССР (Российской Федерацией) установлены 30 января 1950 года.






IMPERIUM_ROSS.


FIВиды Таллина из альбома "Эстонские сувениры".

Добавил admin | 22-10-2016, 21:14 | Мнений: 0 | Заглянули 187
Оригинал взят у jussi62 в Виды Таллина из альбома "Эстонские сувениры".
"Эстонские сувениры" СССР В/О "РАЗНОЭКСПОРТ" Москва. Автор фото и год не указаны.

t0001

t0002
t0003
t0004
t0005
t0007
t0008
t0009
t0010
t0011
t0012
t0013
t0016


реклама


популярное



календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Логин: (регистрация? Пароль (забыл?):
Вконтакте Yandex